Образовательные программы
Основная образовательная программа школы представлена следующими программами:
ООП-ООО-2023 (по обновленному ФГОС)
ООП-НОО-2023 (по обновленным ФГОС)
Программа развития МОУ ООШ с.Кадахта на 2023-2027 годы
Информация о реализуемых образовательных программах
с указанием учебных предметов, курсов, предусмотренных соответствующей образовательной программой
Программа | Классы | Учебные предметы | Форма обучения |
Основная образовательная программа начального общего образования – 1-4 классы | 1 | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, музыка, ИЗО, физическая культура | Очная |
2 | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, технология, музыка, ИЗО, физическая культура, Забайкаловедение | Очная | |
3 | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, технология, музыка, ИЗО, физическая культура, Забайкаловедение | Очная | |
4 | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, технология, музыка, ИЗО, физическая культура, ОРКСЭ | Очная | |
Основная образовательная программа основного общего образования – 5-9 классы | 5 | Русский язык, литература, математика, информатика, история, география, биология, английский язык, ИЗО, музыка, технология, физкультура, ОБЖ | Очная |
6 | Русский язык, литература, математика, информатика, история, обществознание, география, биология, английский язык, ИЗО, музыка, технология, физкультура, ОДНКР | Очная | |
7 | Русский язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, английский язык, физика, ИЗО, музыка, технология, физкультура, ОБЖ, Забайкаловедение, вероятность и статистика, информатика и ИКТ | Очная | |
8 | Русский язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, английский язык, химия, физика, искусство, технология, физкультура, ОБЖ, черчение, Забайкаловедение, ОДНКР, информатика и ИКТ | очная | |
9 | Русский язык, литература, родной язык (русский) и родная (русская) литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, английский язык, химия, физика, технология, физкультура, ОБЖ, второй иностранный язык (немецкий), информатика и ИКТ, ОДНКР, введение в новейшую историю России | Очная |
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Программа призвана обеспечить выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта.
АООП НОО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.
АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
АООП НОО обучающихся с ЗПР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
- структуре АООП НОО;
- условиям реализации АООП НОО;
- результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
— существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
— принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
— принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
— принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
— принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
— онтогенетический принцип;
— принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; — принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; -принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
— принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
— принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – нормативный, направленный на решение задач освоения обязательного минимума содержания начального общего образования, на формирование общей культуры личности младшего школьника, адаптации его к жизни в обществе, с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
АООП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП, на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП определяет цель, задачи, планируемые результаты, специфику содержания и особенности организации образовательной деятельности, реализующей адаптированную программу для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Цель: обеспечение оптимальных условий социально-психологической реабилитации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через проектирование интегрированной среды в условиях общеобразовательной школы.
В АООП представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре. Структура программы включает целевой, содержательный и организационный разделы: 1. Общие положения. 2. Целевой раздел.
2.1. Пояснительная записка. 2.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы.
2.4. Система оценки достижений, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
- 3. Содержательный раздел.
3.1. Программа формирования базовых учебных действий.
3.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
3.3. Программа нравственного развития.
3.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
3.5. Программа внеурочной деятельности.
3.6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
- Организационный раздел
4.1. Учебный план начального общего образования.
4.2. Система условий реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Пояснительная записка, раскрывает цели, образовательные задачи, направленные на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план сформирован по варианту 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Система оценки достижений, обучающихся учитывает особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося, позволяет осуществлять оценку динамики достижений обучающихся.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП.
В содержательном разделе описывается примерное содержание программ по предметам и коррекционных курсов, коррекционно-развивающих занятий.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий. Описание системы условий реализации отражает кадровое, психолого-педагогическое, финансовое, материально-техническое обеспечение, а также примерный перечень специальных учебных и дидактических материалов, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.